Образование XXI века, или Как постичь профессии будущего
- 17.01.2018
- Автор: admin
- Рубрика: Новости образования
Мы не знаем многих профессий ближайшего будущего, но знаем, что именно они займут внушительную долю рынке труда уже в следующие 20-25 лет. Звучит парадоксально? Тем не менее таковы прогнозы многих аналитиков. Но тогда возникает вопрос: как подготовить ребенка – будущего специалиста – к получению профессии, которой пока просто не существует? Каким должно быть образование, позволяющее оставаться востребованным на рынке труда даже в столь неопределенных условиях?
Кого ждет рынок?
Образование как способ получения профессии не может рассматриваться в отрыве от рынка труда и его общих тенденций. Поэтому, чтобы понять наиболее важные требования к образованию, сначала обратимся к HR-сфере. Следствием стремительного развития технологий, присущего XXI веку, становится постоянное появление новых профессий и уход старых на периферию рынка труда. При этом изменения глубже, чем может показаться: они трансформируют сам подход к тому, какие качества работников признаются наиболее актуальными.
В принципе этот процесс не нов. Например, в середине – второй половине XX века многие специальности подразумевали достаточно однотипный, монотонный труд. А уже в начале XXI века стал активно развиваться кросс-дисциплинарный подход, реализовывались принципиально новые проекты в принципиально новых областях. Это потребовало от работников гибкости, нестандартного мышления, знания смежных и даже несмежных сфер. То, что раньше в рамках своих обязанностей было доступно и пригождалось на практике весьма малому числу специалистов, теперь стало буквально одним из основных требований.
Скорее всего, в будущем, когда на машины будет переложено еще больше механической работы, среди людей на рынке труда самыми востребованными станут качества, которые присущи только человеку. С одной стороны, это творческое начало, креативность в самом широком смысле слова, умение нешаблонно мыслить. Генерация идей, проработка концепций, постоянное стремление к улучшению и оптимизации – вот что будет входить во многие профессии будущего. С другой стороны, значительно повысится актуальность областей, так или иначе связанных с взаимодействием с людьми: педагогика, психология, организация командной работы, сфера развлечений.
Что дает нам текущее образование?
Итак, требования к работникам меняются. Но образовательный подход зачастую просто не успевает за этими тенденциями. Здесь имеется в виду не внедрение электронных учебников или интерактивных досок, а подготовка детей к профессиям настоящего, а в идеале – и будущего (даже при условии, что пока мы точно не знаем, что это будут за профессии).
Например, технологии в самых разных сферах стремительно развиваются, но на занятиях о них просто не рассказывают. Можно подумать, что проблема касается только российской школы, которую часто называют оторванной от жизни и слишком фундаментальной. Однако на самом деле этот вопрос, скорее, общемировой: его обсуждают и в Китае, и в странах Европы, и в США. Возможно, в том, что школы меняются не столь быстро, есть определенные преимущества, но и недостатки очевидны, а сейчас они ощущаются особенно остро.
Еще один важный момент – не стоит возводить в абсолют лишь сам набор изучаемых дисциплин. База знаний, конечно, нужна каждому. Но в условиях столь значительных изменений и многочисленных открытий (а значит, увеличения объемов информации) еще более актуальным становится «наддисциплинарный» эффект. То есть обучение тем навыкам и формирование тех черт, которые наверняка пригодятся ребенку в жизни и работе, вне зависимости от конкретной выбранной им области. Среди таких черт – гибкость, желание совершенствоваться, умение учиться, работать в команде, анализировать информацию.
Каким должно быть образование будущего
Можно выделить несколько черт, отличающих хороший образовательный процесс – такой, который позволит школьнику в будущем освоить любые профессии, включая еще не существующие.
- Рассказ о новых технологиях, современных технических достижениях – в рамках как изучаемых предметов, так и специальных курсов.
- Работа не только над ЕГЭ, задачниками и другими типовыми, шаблонными заданиями, но и над реальными, применимыми в жизни проектами и кейсами.
- Интерактивность, геймификация, увлекательный и доступный ребенку формат.
- Где применимо – использование инструментов, приборов и технологий на практике.
- Формирование востребованных на рынке труда черт характера – умение находить нешаблонные решения в самых разных сферах, гибкость, нестандартное мышление и креативность, стремление к дальнейшему развитию, получению новых знаний.
Конечно, определенные элементы из этого списка постепенно вводятся и в общеобразовательных школах. Однако в силу ряда причин (строгие требования стандартов, недостаточное финансирование, порой – нежелание самих педагогов) не столь быстро. В свою очередь, курсам дополнительного образования проще приспособиться к текущим тенденциям и подготовить ребенка к получению профессии будущего. Поэтому, подбирая кружки своему сыну или дочери и даже присматривая курсы себе, обратите внимание на подход выбранного учебного заведения к образовательному процессу.