Работа будущего: как не быть вытолкнутым с рынка труда
- 05.05.2018
- Автор: admin
- Рубрика: Новости образования
Вопрос, будет ли рынок труда трансформироваться, разногласий практически не вызывает. При текущей скорости внедрения технологических новаций (а в будущем она наверняка станет еще выше) профессии неизбежно будут значительно меняться. Наибольшие дискуссии сейчас разворачиваются вокруг вопроса о том, не грозит ли нам в будущем тотальная безработица. Хватит ли рабочих мест на всех желающих?
Работу роботам?
Конечно, различные автоматизированные устройства, роботы и гаджеты уже сегодня берут на себя часть наших обязанностей, и в перспективе данная тенденция будет только расти. С одной стороны, это может привести к тому, что нам надо будет меньше трудиться. Например, в июне 2017 года глава Alibaba Джек Ма предположил, что в будущем рабочий день может сократиться до 4 часов 4 дня в неделю. А министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин на ПМЭФ-2017 не исключил, что рабочий день будет длиться всего 2 часа.
С другой стороны, автоматизация и умные машины могут просто вытолкнуть людей с рынка труда, и тогда мы рискуем столкнуться с массовой безработицей, а из-за нее – с ростом бедности, социальным расслоением и другими проблемами. Стивен Хокинг, в частности, неоднократно комментировал то, что роботы слишком активно занимают наши рабочие места. По его мнению, мы рискуем прийти к тому, что в основном труд человека станет просто невостребованным, и работа будет только у представителей творческих профессий и у тех, кто занимает различные руководящие должности.
Основатель портала Superjob Алексей Захаров также придерживается мнения, что уже в ближайшем будущем – буквально через 10-15 лет – рынок труда значительно преобразится, а еще «через 20-25 лет мы неизбежно получим поколение тех, кто не сможет найти работу никогда» (цитата по статье на портале Superjob). Кто-то может предположить: все дело в том, что выпускники школ и старшеклассники уже сейчас выбирают вузы и, соответственно, будущие профессии, но далеко не факт, что эти специальности будут востребованы и вообще останутся на рынке. Однако это только одна причина. Другая, которая рассматривается намного реже, касается самих старшеклассников и выпускников.
Ученье – свет…
Конечно, списать все проблемы на активное внедрение новых технологий достаточно легко. Намного проблематичнее обратить внимание на другие аспекты, в том числе на те, которые затрагивают глубокие социальные вопросы. Например, многие молодые люди не хотят и/или не умеют учиться, не знают, чем бы они хотели заниматься в будущем, и не стремятся это узнать. Не секрет, что некоторые выбирают вуз исходя из критериев «В этот университет удобно ездить», «Меня заставили поступить родители», «Мне нужна корочка». Конечно, такой подход не способствует тому, чтобы в дальнейшем стать успешным и востребованным специалистом в сфере, которая данному человеку действительно нравится.
Было бы наивно предполагать, что раньше таких молодых людей не было. Да, высшее образование было менее доступным, но тех, кто не любил, не умел и не хотел учиться, хватало всегда – данная проблема касается не только нового поколения. Это связано в том числе с тем, что большинство процессов, связанных с обучением, любознательностью, желанием постигать что-то новое, формируется еще в детстве – в дошкольный период, в младших классах и частично в средних. Однако всем известно, что школа как строгая формализованная система зачастую не оставляет пространства для творчества и способна на корню убить желание учиться. Попробуйте не согласиться с методичкой относительно творчества Пушкина, и даже если вы аргументируете свое мнение, то, вероятнее всего, плохая оценка вам обеспечена. Вряд ли после такого вам захочется еще раз «писать от себя», а не просто следовать учебнику.
Как же найти работу?
Почему мы так много внимания уделяем обучению, разбирая тему безработицы? Дело в том, что в условиях начинающихся преобразований на рынке труда вопрос обучения – а точнее, обучаемости, умения и желания учиться – становится особенно острым. Во-первых, сложно не согласиться со Стивеном Хокингом: представители творческих профессий (в самом широком смысле этого слова, включая разработчиков новых технологий) вряд ли когда-либо станут невостребованными. А таким специалистам очень важно сохранять живость ума, желание постигать новое, решать изобретательские задачи (опять же – в широком смысле), стремиться к новым знаниям. Это позволит приспособиться к любому рынку труда, вне зависимости от происходящих на нем преобразований.
Во-вторых, зная, что многие профессии ждут значительные трансформации, надо быть готовыми к тому, что в процессе работы, скорее всего, придется перепрофилироваться – а это невозможно без обучения. Шанс получить и удержать хорошую работу по душе выше у тех, кто сможет быстрее почувствовать новые течения и своевременно освоить новые навыки. Соответственно, чтобы в будущем ребенок не присоединился к числу тех, кто не может найти работу, уже сейчас стоит поддерживать его тягу к получению знаний и изучению современных технологий. И если этого не может дать школа, то наверняка дадут качественные курсы или кружки.