Вряд ли кто-то сомневается, что в будущем многие профессии будут связаны с высокими технологиями и искусственным интеллектом. И это будущее близко – речь идет буквально о поколении тех, кто уже сейчас ходит в школу. Неудивительно, что в обществе все чаще поднимаются вопросы того, как появление принципиально новых профессий и направлений изменит рынок труда и сферу образования. Данная тема обсуждается на самом высоком уровне и представителями самых разных областей знаний. Например, нас заинтересовала открытая лекция «Искусственный интеллект – вызов для человечества» на Гайдаровском форуме – 2018, на которой выступала нейробиолог и психолингвист, профессор Татьяна Черниговская. Она сделала несколько интересных заявлений относительно того, чему надо учить детей в современных условиях.
Трансформация базы
Вначале – небольшое историческое отступление. На протяжении истории образование менялось вслед за развитием прогресса. Долгое время на рынке труда главенствовали так называемые hard skills (твердые навыки). Это собственно навыки и умения, связанные с конкретной профессией, ремеслом. Затем во многих направлениях деятельности актуальными стали soft skills (гибкие навыки) – они не привязаны к конкретной работе и относятся, скорее, к самому человеку. Среди них – обучаемость, гибкость, умение работать с информацией, умение мотивировать себя и команду и многое другое. Конечно, сами по себе hard skills не исчезли и так же необходимы для выполнения работы, но наддисциплинарные soft skills позволяют качественно улучшить производительность труда, оптимизировать процессы, внедрять новые инструменты и методики.
Затронутые Татьяной Черниговской аспекты образования будущего в основном касаются именно гибких навыков. На наш взгляд, это вполне логично, потому что, во-первых, пока мы не знаем многих профессий будущего, а значит, формирование необходимых для них твердых навыков возможно лишь с большой долей условности. Во-вторых, реальность меняется очень быстро. Татьяна Черниговская отметила, что новая цивилизация, новый мир уже здесь, причем этот мир «текучий и нестабильный». Таким образом, очень важным станет умение приспосабливаться к этой текучести, быстро учиться и адаптироваться ко всему новому.
Можно даже сделать предложение, что в будущем актуальные для новой реальности soft skills выйдут для работников на первый план. Одним из подтверждений данного тезиса служит следующая мысль Татьяны Черниговской: будет очень важно не просто пользоваться возможностями, предоставляемыми цифровой реальностью («кнопочки нажимать»), а действительно разбираться в них. Если нажимание кнопочек в рамках конкретной профессии соотносится с hard skills, то непосредственное погружение в рассматриваемую область и во все, что с ней связано (от повышения производительности до разработки стартапов), – прерогатива soft skills. И это еще раз говорит о важности гибких навыков и том, что нынешним школьникам уже сейчас стоит изучать новые технологии. В противном случае потом разобраться в них будет значительно сложнее.
Наиболее важные черты образования
Образование – как среднее, так и высшее – безусловно, также должно меняться, чтобы соответствовать требованиям времени. Татьяна Черниговская подчеркивает, что детей необходимо учить правильно работать с информацией, отделять достоверные, заслуживающие доверия источники от недостоверных. Это умение актуально и сейчас: нас окружают огромные объемы информации, но далеко не всегда ей можно верить. Среди других полезных качеств и навыков профессор отмечает тренировку памяти и умение удерживать внимание.
По мнению Татьяны Черниговской, кардинально изменить образование смогли бы открытия в области того, как мозг работает с информацией. Сейчас ученые знают этот процесс очень приблизительно, и прогресс в данном вопросе наверняка отразился бы не только на образовании, но и на многих других областях. Впрочем, пока таких открытий нейробиологи не сделали, но это не значит, что мы не можем работать над улучшением образования по другим направлениям.
Мысль, которая нас особенно зацепила в выступлении Татьяны Черниговской, – преподаватели будущего должны не просто давать знания (их дают всем, а иногда их можно получить самим). Преподаватели должны заражать идеями и придавать ученикам импульс к дальнейшему развитию, учить их мыслить, искать и находить новые решения. То есть можно сделать вывод, что для учителей наддисциплинарная работа (условно назовем ее soft skills от образования) также выйдет на первый план и станет как минимум не менее важной, чем передача собственно знаний (hard skill).